big_game ([info]big_game) wrote,
@ 2005-06-27 23:59:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
БИ-3: с любовью к узнику Азкабана. Часть 1.


Вместо вступления


Приступая к анализу БИ-3, авторы не могут окончательно избавиться от легкого душевного трепета - а также тяжкого сердечного сокрушения. И вовсе не потому, что им, авторам, нечего сказать. Напротив, вся эта авантюра с БИ есть, собственно, долгий и любовный разбор УА. Остальными БИ мы занимались так, мимоходом, дабы БИ-3 была ясна… ну и из личного пристрастия к методической систематизации тоже немножко.

Так что бедная БИ-3 перебрана с целью получения удовольствия практически по молекулам. И только изношенность молекул заставила нас перейти к изложению собственной теории. А жаль. Жить в мире БИ-3 было славно.

Увы, такова судьба всякого завершенного прожекта. Рано или поздно настает время перейти от сладостного обсуждения деталей ("А вот мы еще с точки зрения очков Дамблдора БИ не писали!") к корябанию какого-никакого, но текста на основе какого-никакого, но суммирования обработанного материала.

И скучно это донельзя. Так что, будучи людьми честными, авторы горячо рекомендуют потенциальным читателям: а пошлите вы их, авторов, текст куда подалее и попробуйте самостоятельно пролететь гиппогрифом / проскакать кентавром / проползти Василиском (подчеркнуть нужное) по страницам УА, получив свое удовольствие, так сказать, из первых рук и без посредников.

Ну а кто не спрятался, мы не виноваты.


Немного о Директорских играх


Другая причина, по которой писать о БИ-3 непросто, - это ее нелинейность, резко возросшая даже по сравнению с БИ-2, не говоря уж о простенькой и детской БИ-1.

Как бы это объяснить на пальцах-то… Ну, вот есть в БИ-1 Северус Снейп (помните, наверное, такого), который, несомненно, находится на дамблдолжности, так что обязан по долгу службы проявлять объективность. Мы позволим себе выразиться следующим образом: все в Снейпе должно быть объективно - зельеделие, мантия, сердце… и даже его необъективность обязана проявляться исключительно объективно, то есть служить в первую голову интересам БИ. Режущим инструментом будут резать в предназначенном для того месте и объеме, потому что а) есть определенная потребность в нарезке, б) он умеет это делать, и умеет хорошо.

Это если в теории. Однако проблема заключается в том, что Снейп не инструмент, а живой человек со своими сложностями и недостатками. Так что на практике выходит чуточку иначе.

Более того, чем дальше в лес, тем небольшое отклонение резака от намеченного курса делается все больше и заметнее, пока окончательно не превратится в нечто весьма неожиданное, незапланированное и, мягко говоря, небезобидное. Вот почему в пятой книге Гарри, вроде не совсем тупица, совершенно упустил из виду, что в Хогвартсе даже после отбытия Дамблдора имеется активно действующий член Ордена Феникса? Ответ: к тому времени отношения Гарри и Снейпа приобрели настолько неприязненный характер, что подсознание Гарри раз и навсегда вычеркивает Снейпа из списка тех, кто на "правильной" стороне. И все помнят, какие трагические последствия имела эта ошибка…

Снейп Снейпом, но в БИ-3 не только он, а несколько людей, которые то и дело отказываются играть предназначенные для них роли и вообще решительно выламываются из рамок БИ. Поэтому Игра третьего года не просто сложна и неожиданна, но становится временами совершенно непредсказуемой.

Дамблдор, конечно, делает что может. А может он многое: вот, пожалуйста, БИ-1 разыграл как по нотам. Но уже в БИ-2 действительность весомо, грубо и зримо внесла ряд существенных корректировок.

По нашему мнению, БИ-3 - это не просто более сложная по сравнению с предыдущими и более живая конструкция, но еще и важный урок. Очередная ступень понимания того, что Дамблдор в мире Роулинг далеко не Бог и даже не Гэндальф. Он, конечно, продолжает с редким искусством гнуть свою линию и проводить поразительные по красоте и тонкости комбинации. Но фигуры у него на доске живые. И чем более живой является та или другая фигура, тем больше она выходит из повиновения, совершает неожиданные поступки… или даже начинает играть собственную партию.

Иногда против Директора.

Скорее всего, старый и многоопытный Дамблдор понимал, во что он ввязался, с самого начала. "Забавно, до чего нелогично устроены люди, правда?" - говорит он Гарри в финальном разговоре первой книги. Мы не можем не слышать в этом высказывании некоторую тоску опытного игрока, которому мешают играть. Ах, были бы люди такими же послушными, как шахматы. Но не хотят они, своенравные, ходить по заданным клеткам… все время их куда-нибудь заносит…

Похоже, Дамблдора это несколько раздражает. Он ведь играет в Большую Игру не для Большого Удовольствия, а для Большой Цели. И вообще, в Директоре есть качества куда более сильные и приятные, нежели холодное манипуляторство: он трогательно любит людей во всей их нелогичности и обладает чудесной гибкостью мышления, позволяющей отлично использовать на благо эту нелогичность.

Конечно, от тщеславия он, как всякий человек и даже некоторые маги, не застрахован ("Благодаря моему умелому руководству и, что не столь важно, удачному стечению обстоятельств, мы успешно добрались до Сумрачного Леса…"). Однако события третьего года преподнесут ему такой урок, что его тщеславие… а впрочем, не будем забегать вперед. Ограничимся обещанием: все будет справедливо. Так устроен мир Роулинг.

Напоследок коснемся сложного вопроса о том, кто в Дамблдоровской партии второй игрок.

Нам думается, что классический и… эээ… не слишком оригинальный ответ на этот вопрос (Темные Силы - Светлые Силы) к миру Роулинг вряд ли применим. Дамблдор хочет не уничтожить Волдеморта, это он мог бы сделать давно и говорит об этом в ОФ достаточно откровенно. Его цели куда сложнее, и тернистая дорожка БИ когда-нибудь нас к ним выведет. Пока же констатируем, что как маг Волдеморт Дамблдору не соперник.

Мы считаем, что ключиком, открывающим этот ларец, является шахматная партия ФК. В шахматах, в отличие от многочисленных фэнтези, противостояние "черные-белые" совсем не обязательно означает классическое фэнтезийное противостояние "зло-добро" (а бывает и наоборот, но это уж кого из авторов к чему тянет). Это просто борьба и просто партия ("Иногда банан - это просто банан"). А еще в свете вышесказанного авторы расшифровывают данный эпизод как метафору Большой Игры в целом. Как положено, начинают белые фигуры, подчеркнуто не имеющие лиц, послушные исполнители воли игрока-Директора. Им отвечают фигуры черные, куда более индивидуализированные и куда более способные стать живыми. Они, к примеру, способны пожертвовать собой не только потому, что им так приказал Игрок, но сделав свой собственный, личностный выбор.

С нашей точки зрения, против Дамблдора играет сама Жизнь. Он начал эту партию, причем вовсе не развлечения ради, а скорее с целью что-то очень важное в мире изменить, - и мир, опять же как положено, отвечает ему противодействием. Не следует удивляться, если результаты Игры будут сложными, неоднозначными и неожиданными.

Хотя… разве не так мы все живем? Множество маленьких личностных векторов дает достаточно неожиданную результирующую. Каждый стремится к своей цели - а выходит то, что выходит.

Конечный вектор можно называть по-разному. Но нам думается, что сплетение судеб у Роулинг, как и в жизни, направляет кто-то там, наверху, и в том, чем оборачиваются маленькие и большие игры большого и маленького миров, всегда присутствует рука Бога.


До поднятия занавеса: в поисках зацепки.


С началом БИ-1 и БИ-2 просто: пока Гарри и Дурсли заботливо обеспечивают друг другу жизнь веселую и интересную, за кулисами хитрый Дамблдор готовит себе и мальчику не менее увлекательное времяпрепровождение на следующий учебный год.

С УА этот номер не проходит. Прежде всего потому, что БИ-3, в отличие от предшественниц, есть не тщательно спланированное мероприятие, а скорее комплекс неотложных мер и быстрых реакций, вызванных внешними раздражителями. Правда, Директор всегда умеет использовать входящие обстоятельства, чтобы сотворить на выходе очередной тест-контроль для Гарри. Так, вояжи Василиска по канализации есть для Дамблдора повод отнюдь не для паники, но для обогащения БИ.

Однако Василиск выползает из Тайной Комнаты уже в разгаре Игры, а вот некий узник делает ноги из Азкабана еще на стадии ее разработки. Несомненно, планы Дамблдора, если они существовали, должны были измениться уже на подготовительном этапе. Однако кое-что понять можно.

Начнем с итогов БИ-2.

1. Локхарт оказался прекрасным "воспитателем от противного": профилактика звездной болезни выполнена настолько качественно, что Гарри инстинктивно шарахается от любого внешнего проявления славы.

2. В результате мужества и благородства (а также верности Дамблдору), которые проявил Гарри, в Хогвартсе стало на одну гадость (Василиск) меньше и одним восстановленным честным именем (Хагрид) больше. Это уже совершенно реальные, а не тестовые, результаты добрых и благородных поступков. Кстати, Гарри нравится быть добрым и благородным, и это в нем надо поддерживать, развивать и вообще воспитывать.

3. Подросток узнал, что он носит в себе частицу Волдеморта… что ж, когда-то это должно было произойти, и ему придется научиться с этим жить. В качестве противоядия Директор познакомил Гарри с мудрой мыслью, которую воспитуемый еще не понял до конца, но запомнил: человека определяет не то, кем он родился, а то, кем он стал. Самое главное в жизни - снова и снова делать правильный выбор. Еще и потому, что правильный выбор нельзя сделать раз и навсегда.

4. БИ-2 и роль, которую в ней сыграл Гарри, позволили на некоторое время приглушить активность Пожирателей в лице Люциуса. Так что в ближайшее время они не очень побеспокоят. Как и Волдеморт, который по-прежнему пребывает в разобранном виде где-то в лесах Албании.

У Директора есть почти годичная передышка на воспитание в мальчике чувств.

Это важно. Гарри, физический сын Джеймса и Лили Поттеров, является - как бы помягче сказать - по характеру куда более близким к Тому Реддлу, чем к родителям. В интересах любого воспитателя, не только Дамблдора, способствовать проявлению тех качеств, которые мальчик унаследовал от родителей, - а с теми, что, так сказать, привиты в годичном возрасте, напротив, бороться.

Да, а еще пора учить Гарри управлять силой, неизвестной Темному Лорду, с помощью которой подросток должен когда-нибудь добиться окончательной и бесповоротной победы над Волдемортом.

Иными словами, на повестке дня именно воспитание чувств. Любви, милосердия, понимания… и так далее.

Это раз.

Надо, наконец, серьезно заняться обучением Гарри защите от Темных Сил (опять же схватка с Волдемортом не за горами). Конечно, преподаватель DADA - в этом один из важных элементов повторяющейся сюжетной схемы - всегда попадает в Хогвартс именно для того, чтобы его использовали в БИ. Но на сей раз необходимо, чтобы он действительно был хорошим профессионалом и педагогом. Хватит гробить учебный процесс ради тест-контролей.

Наконец, никуда не ушла проблема конфидента, о которой мы так много говорили в ходе анализа БИ-2. Гарри с Директором в ТК напрямую не конфликтует, но уже о многом умалчивает. Мир он всегда готов спасти, а вот быть откровенным хочет все меньше и меньше. Частично это результат взросления и утраты слепой детской доверчивости. Частично следствие того, что Директор, даже наилучший из возможных, есть начальство, а с начальством совершенно откровенными не бывают. Хагрида Гарри психологически перерос. Итак, остро необходим человек, которому бы очень доверял Гарри - и который бы очень доверял Дамблдору.

Заметим на полях, что Гарри с людьми сходится не очень хорошо, так что в конфиденты следует подбирать человека с перспективой на будущее: очень умного, очень тактичного, крайне обаятельного, и чтобы сумел завоевать любовь Гарри и остаться рядом с ним надолго. В самом деле: страшно представить, каких усилий будет стоить каждый год подсовывать все более недоверчивому Гарри нового конфидента… нет, выбрать надо один раз, но очень точно.

Что любопытно: у Директора есть кандидатура, удовлетворяющая всем этим задачам и условиям.


Где вы, Ремус? Надо поговорить.


И правда, где?


Люпин явно бедствует, причем очень сильно. Ладно бы только поношенная мантия: в конце концов, дети должны научиться тому, что в человеке, конечно, все должно быть прекрасно, но все-таки одежда - не главное. Однако же Люпин имеет в поезде подчеркнуто изголодавшийся вид - и столь же подчеркнуто отъевшимся выглядит в первые хогвартсовские месяцы. Так что Дамблдор, безусловно, извлекает его откуда-то со дна жизни, пусть даже и дна относительного.

Итак, мы смело можем утверждать, что до вызова в Хогвартс Люпин живет где-то один, очень скромно, очень бедно, без работы, тем не менее, неизменно умудряясь сохранять чувство собственного достоинства. О том, что происходит с сыном старого школьного друга, он, конечно, знает, но только в общих чертах. Скорее всего то, что можно почерпнуть в газетах или у немногочисленных знакомых. Естественно, к БИ Люпин отношения не имеет и не может иметь.

До того момента, как Директор предлагает ему работу.

Мы не имеем данных о том, когда именно поступило предложение: до или после побега Сириуса из Азкабана. Точно так же как не знаем точно, взял Директор Люпина на работу только вследствие вышеизложенного, или то, что Люпин старый друг Сириуса, тоже сыграло какую-то роль.

Зная Директора, можно предположить, что он не делал резких телодвижений: переговорил с Люпином о жизни в целом, прикинул, правильно ли выбрал, осведомился о состоянии здоровья старого ученика… и только через некоторое время принял решение.

Зная Люпина, следует решительно утверждать: услышав предложение работы в Хогвартсе, о которой многие могут только мечтать, а он и мечтать не смел, Ремус категорически отказался от единственного в жизни шанса - если ему не дадут гарантий, что он в волчьем варианте будет совершенно безопасен для учеников.

Зная Снейпа, нельзя не втянуть голову в плечи: каково же было Директору после сообщения, что в Хогвартс приглашен преподавать, так сказать, последний из Мародеров…

Но вернемся к БИ.

Что вообще мог сказать Дамблдор Люпину на этом этапе? Ну, для начала, свое мнение, которое он не особенно скрывает: Волдеморт еще вернется, и сразиться с ним предстоит Гарри. В свете этого воспитание мальчика приобретает особенное значение. Ремус, мне нужно, чтобы рядом с Гарри был кто-то, кому могу доверять я - и кому может доверять он. Человек, который сможет его защитить и окажет содействие в его воспитании. Между прочим, в Хогвартсе уже два года нет хорошего преподавателя защиты от темных сил, так что вы бы очень меня выручили… А насчет вашего полнолунного синдрома (в дальнейшем ПЛС) не следует волноваться: вам будет варить соответствующее зелье Северус, вы его должны помнить. Он в этом деле профессионал.

Примерно так, и пока не более.

Что может почерпнуть из беседы Люпин? Он человек тонкого и сильного ума, не Квирелл и уж тем более не Локхарт, многое понимает и к тому же имеет свои твердые нравственные принципы, поступаться которыми не собирается.

Дамблдора очень беспокоит воспитание Гарри, и он хочет привлечь к решению этой проблемы Люпина. Это логично. Кстати, Ремус, как друг Джеймса, вполне может считать это в некотором роде своей обязанностью.

Далее, Люпин не мог не понять, что ему предназначена роль конфидента. Что ж, это тоже логично, более того - необходимо. Однако на роль обыкновенного доносчика Люпин не подходит никоим боком. Каждый раз он будет решать сам, в соответствии со своими этическими нормами, что, как и в какой форме рассказывать.

Скорее всего, он дает это понять Директору.

Скорее всего, Директор это предвидел, и его это устраивает. К нравственным принципам Люпина он относится с уважением.

Мы опускаем всякие мелочи типа материальной выгоды положения преподавателя Хогвартса для нищего одинокого неудачника средних лет, потому что твердо убеждены: для Люпина его собственная выгода - вовсе не главное. Хотя, пожалуй, если Люпин сохранит руки и душу чистыми, он, так и быть, согласится пожить какое-то время вполне комфортной, а главное, интересной жизнью.

Наконец, в свете побега Сириуса из Азкабана возможно, хотя бы теоретически, что Дамблдор рассчитывает на помощь Люпина как человека, в прошлом близко знакомого со звездой. Да… надо полагать, вот тут Люпин впервые задумался о том, что говорить / не говорить работодателю относительно анимагических развлечений и потайных ходов в Хогвартс / из Хогвартса.

Сириус виновен в смерти Джеймса и Лили. Это вина непростительная. Но Люпин не хочет и не будет помогать вернуть его в Азкабан, потому что не существует вины, за которую человек заслуживает подобной многолетней пытки.

Пожалуй, Дамблдор впервые не столько ставит на свою доску фигуру, сколько вынужден заключить с этой фигурой определенный этический договор. Да - но только при условии, что. И никак иначе.

В целом сложно сказать, кому повезло больше: Люпину, который наконец получил возможность не голодать, не терять разум каждые 28 дней и заниматься любимым делом, или Дамблдору, сделавшему поистине ювелирный выбор. Гарри прислушивается к Люпину, и очень сильно, не только в УА, но и в ОФ тоже. Люпин - отличный учитель, педагог по призванию, сцены, где он пробуждает в Гарри и пр. совесть, относятся едва ли не к лучшим в романе. И вообще для Гарри Люпин несомненный и неизменный авторитет. Не в последнюю очередь из-за его исключительной порядочности, которую подросток как-то очень хорошо чувствует.

Однако кандидатура Люпина возникает не только потому, что он практически идеально подходит для целей Директора... ну, кроме оборотничества, конечно, но для этого есть лекарство ("Северус, берите дольки горстью. Сейчас я расскажу вам очень интересную вещь - кому вы будете весь год варить суперсложное зелье…").


Есть еще одна важная причина.


До поднятия занавеса: тень отца Гамлета на фоне политических проблем


Собственно говоря, с момента ареста Хагрида в мае Дамблдор не может не думать об Азкабане.

А думать об Азкабане для него означает вспоминать о Сириусе. И это глубоко обосновано психологически: Сириус, предавший Поттеров и переметнувшийся на сторону Волдеморта, есть, вероятно, самая крупная педагогическая неудача Дамблдора. К тому же рядом Гарри, живое напоминание о былом. Но и не случись Гарри поблизости, все равно, вряд ли учитель способен забыть такую ошибку, да еще приведшую к таким последствиям.

Тем более что Сириус - ученик самого первого, незабываемого выпуска. Как и Люпин, от которого мы об этом узнаем.

"Об учёбе в Хогвартсе нечего было и мечтать. Никто из родителей не согласился бы подвергать своих детей такой угрозе. Но как раз в то время директором школы стал Дамблдор".

Да, это самые первые, а также яркие, замечательные, талантливые, сложные, проблемные - и, конечно, любимые и незабываемые ученики Дамблдора.

Между прочим, возможно, именно из-за Сириуса Директор так настойчиво хочет не просто контролировать действия Гарри, но и знать, что думает мальчик. Ведь поступки - это далеко не все. Был Сириус звезда звездой, и не разлей вода с Джеймсом, а как все обернулось…

Даже в Азкабане Сириус остается для Дамблдора бывшим учеником. Не будет натяжкой предположить, что Директор чисто по-человечески хочет знать, что там происходит с Блэком в самой страшной из тюрем.

И у Директора есть способ получить интересующую его информацию. Имя этому способу - Корнелиус Фадж.

Небезынтересно проследить, каков градус отношений Директора и министра магии летом после ТК и перед УА. Дело явно идет к потеплению. Директор может не донести всю правду о манипуляциях Малфоя-старшего до четы Уизли и многих других магических граждан, но Фаджу он скажет многое. Хотя бы потому, что Фадж должен почувствовать себя очень, очень виноватым, притихнуть и с готовностью идти Директору навстречу - ну, пусть не навсегда, но на какое-то время. Думается, это был примерно такой же получасовой разговор, который был обещан Фаджу в финале ОФ ("Вы должны молчать и слушать, молчать и слушать!" - "Собачье сердце").

Тем более что Дамблдору очень даже есть что предъявить. Конечно, с некоторыми купюрами, но Фаджу быть в курсе тонкостей БИ и не обязательно. Меньше будет знать - крепче станет дружить.

Итак, Корнелиус, своими действиями вы вольно или невольно способствовали тому, что:
а) ни в чем не повинный Хагрид провел довольно длительное время в Азкабане,
б) Хогвартс был долгое время затерроризирован, ряд учеников подвергся Окаменению, а под конец чуть не погибла одиннадцатилетняя дочь Артура Уизли;
в) я уж не говорю, что огромной опасности подверглись Гарри Поттер и Рон Уизли, вынужденные спасать девочку своими силами.

Вопрос: дорогой Корнелиус, вы когда-нибудь будете слушать, что я вам говорю? А, это хорошо. Слушайте внимательно. С детьми проще, они получат свою славу в школьных масштабах, праздник, много сластей и освобождение от экзаменов. Взрослым надо возместить моральный ущерб другим способом. Хагридом займусь лично я, назначив его преподавателем в Хогвартсе. Что касается Артура Уизли, то он ваш подчиненный, поэтому хорошо подумайте, что вы можете для него сделать. Он человек небогатый и многодетный, ему бы очень пригодилась, например, денежная компенсация, чтобы вся семья смогла немножко отдохнуть и прийти в себя от стрессов последнего года. Только, Корнелиус! Просто так Артур деньги не возьмет, он человек гордый. Вот если бы он выиграл некую сумму в лотерею, это, пожалуй, было бы неплохо…

Воспитательный момент наверняка заканчивается дольками, обедом, а также, возможно, боулингом и мини-концертом камерной музыки. Бедняге Фаджу ничего не остается, как конкретно построиться, взять под козырек и некоторое время делать так, как говорит Дамблдор (мы обещаем отследить один такой роскошный эпизод крайне подробно). Впрочем, Фадж и далее, уже под Рождество, обедает с Директором, чем несколько по-детски хвастается дамблдоровским же преподавателям (а что он в министерстве болтал, страшно подумать… ну, говорю я ему, брат Дамблдор…).

Так что возможность узнать через Фаджа, как там поживает Сириус, у Дамблдора как минимум есть. Как вы, Корнелиус, при вашем богатейшем опыте, считаете: длительный срок заключения в Азкабане может перевоспитать маньяка-убийцу? Лет этак двенадцать. Да, как интересно! А вы проверяли на конкретном человеке? И все, Фадж побежит и будет землю носом рыть, в надежде получить от Дамблдора еще пару комплиментов.

Оно, конечно, недоказуемо, но складывается очень гладко: выигрыш Артура в лотерею приходится примерно на середину июля, так что Уизли собираются в Египет к Биллу (второй раз за год, но теперь уже всей семьей, благо средства позволяют). Примерно в это же время Фадж встречается с Директором, обедает, отчитывается о проделанной работе, - и, как положено, за хорошее выполнение задания получает новое задание.

Так что в конце июля Корнелиус едет в Азкабан, по дороге почитывая свежую газетку (где, кстати, есть подтверждение того, как хорошо министр магии выполнил поручение Директора Хогвартса), и с этой газеткой заходит в камеру Сириуса, уделяя душевному состоянию данного узника свое высокое министерское внимание.

Внимания, между прочим, проявлено довольно много, раз уж а) они дошли до кроссвордов, б) Фадж смог сделать заключение о том, что Сириус производит впечатление человека в своем уме. Между прочим, вряд ли министр, человек совершенно не любопытный, когда дело не касается его кресла, стал бы во время обычной инспекции вести длительную беседу с одним из заключенных. Думается, это косвенное подтверждение того, что Фаджа специально попросили узнать, в каком состоянии находится Сириус…

Но как бы то ни было, именно с момента встречи Фаджа и Сириуса сезон БИ УА следует считать открытым.

© [info]anna_y и [info]cathereine

Продолжение здесь



(Post a new comment)

Бегемот размышляет вслух
(Anonymous)
2005-08-08 02:40 pm UTC (link)
Прошу прощения, получаю искреннее наслаждение и не могу сдержаться...

Итак, пользуясь терминологией теории игр, имеет место классическая игра с природой при неопределённости дурного типа. Что интересует более всего -- является ли данная игра игрой с нулевым или ненулевым исходом?
(Нулевой исход -- один соперник выигрывает ровно столько, сколько теряет второй. Ненулевой подразумевает качественное изменение ситуации в итоге.)
Я думаю, вопрос решающий, и ответа мы, похоже, до седьмой части так и не узнаем. Но как приятно поломать голову!

(Reply to this) (Thread)

О.
[info]big_game
2005-08-08 05:59 pm UTC (link)
Мы, разумеется, никогда бы не посмели лишить кого-либо, особенно теоретика, удовольствия поломать голову. Но все же позволим себе робко заметить, что мы просим анонимов подписываться, а не надписываться - вне зависимости от степени получаемого ими наслаждения. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: О.
(Anonymous)
2005-08-09 09:32 pm UTC (link)
Искренне прошу прощения за крайне нескромную привычку. :))
Тереблю ГП-6. И прекращаю дозволенные речи. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: О.
(Anonymous)
2005-08-09 09:33 pm UTC (link)
Ваш искренне, Бегемот (Каваума).

(Reply to this) (Parent)


[info]red_cat
2005-09-08 12:33 am UTC (link)
У Директора есть почти годичная передышка на воспитание в мальчике чувств.

Это важно. Гарри, физический сын Джеймса и Лили Поттеров, является - как бы помягче сказать - по характеру куда более близким к Тому Реддлу, чем к родителям. В интересах любого воспитателя, не только Дамблдора, способствовать проявлению тех качеств, которые мальчик унаследовал от родителей, - а с теми, что, так сказать, привиты в годичном возрасте, напротив, бороться.


и, может быть, дамблдор чувствует свою ответственность за то, что гарри ближе по характеру к реддлу, чем к родителям? десять лет жизни лишнего ребенка и обузы, среди непонимания, шпыняний и издевок... и джеймс и лили росли в совсем другой атмосфере, насколько можно понять (см. истерику петуньи - "а ей, а она!"), чем гарри - и реддл.

таким образом ведь выходит, что ради безопасности самой жизни гарри - дамблдор собственными руками поместил его в ту среду, где "привитые" качества имели полную возможность развиваться, а унаследованные от родителей - наоборот, ни выхода, ни отклика не получали. хороший учитель не может этого не понимать - и не может по этому поводу не переживать... м-м?

(Reply to this) (Thread)


[info]cathereine
2005-09-08 08:57 am UTC (link)
Нет. Директор поместил его в эту среду не только ради безопасности, но и именно для того, чтобы сформировать у ребенка правильный характер - не дать ему вырасти избалованным принцем. Он говорит это сам, и, я думаю, нет смысла с ним спорить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Reply to your comment...
[info]red_cat
2005-09-08 09:46 am UTC (link)
(задумчиво) но ведь то, что он может ошибаться - директор тоже признает?

я, честное вам мое кошачье, не спорю ради спора - я просто перечла все доступные на данный момент книги и вновь задалась вопросом... м-м... даже, пожалуй, не совсем вопросом... идея не дать гарри вырасти избалованным принцем - это понятно, естественно - но в школе то директору приходиться корректировать характер героя! и замкнутость, скрытность, нетерпемость, определенная жесткость и даже, пожалуй, жестокость - это все дошкольное, "семейное" наследство - которого можно было бы избежать, поместив гарри в, предположим, нейтральную семью.

то есть, понимаете - у меня сейчас объяснений ровно три

или позиция директора - "ошибка уже совершена, что ж теперь о ней говорить"

или - "вред был бы неизбежно причинен, я знал об этом, но это было необходимое зло - ради а) безопасности б) неизбалованности"

или - "а мне вот именно такой характер был и нужен!" ("и вообще с чего вы взяли, что я эти как-бы-неприятные свойства характера корректирую? я их развиваю! (вариант) они не помешают... (вариант) пусть сам разбирается...")

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Reply to your comment...
[info]cathereine
2005-09-08 04:15 pm UTC (link)
Так, давайте еще раз с начала. Дамблдор хотел, чтобы Гарри:
а) был в безопасности - для этого ему нужно было поселить его в семью, где живет кровь Лили Эванс.
б) не вырос бы знаменитостью, избалованной всеобщим восхищением - для этого его надо было отправить в семью, которая будет его воспитывать не как "мальчика-который-выжил", а как обычного ребенка, что вряд ли получилось бы, отдай он его в семью любых волшебников.
в) да, действительно, было бы желательно, чтобы семья, принявшая Гарри, его любила и воспитывала, как своего.

Дамблдор выбрал единственных оставшихся в живых родственников его матери, то есть семью, максимально удовлетворявшую всем трем условиям. Получилось то, что получилось. Дамблдор, как мы видели в шестой книге, выразил Дурслям некоторое неудовольствие по поводу того, что они недостаточно любили мальчика. Однако же, того, что они сделали, хватило для результата, нужного Дамблдору, он получил такого одиннадцатилетнего Гарри, которого хотел получить, и даже похоже, получилось лучше, чем он расчитывал, судя по его словам в финальном разговоре в ОФ.

Так о какой ошибке Дамблдора может идти речь, если он сумел учесть максимальное количество факторов и получить на выходе требуемый результат, пусть даже сам процесс был несколько не таким, как ему бы хотелось?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

А воспитать Дурслей Дамблдор не смог, т.к. религия не по
[info]karpion
2005-11-08 10:03 pm UTC (link)
Во-первых, мне очень странно, что Дамблдор не дал Дурслям денег на содержание ГП - подобная оплата избавила бы ГП от попрёков "мы тебя кормим". Кроме того, Дамблдор мог бы навещать ГП сам или присылать кого-нибудь ради проведения воспитательных мероприятий с Дурслями (а Дамблдор знал о положении дел в семье Дурслей от агента-сквиба, не буду спойлерить по первой главе "ГП и ОФ"). Короче говоря, Дамблдор совершенно не заботился о пункте "в)" - причём либо цинично-равнодушно позволял Дурслям издеваться над ГП, либо вообще сознательно расчитывал "пусть издеваются - щенок злее будет".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: А воспитать Дурслей Дамблдор не смог, т.к. религия не
[info]cathereine
2005-11-09 10:05 pm UTC (link)
Нет, просто Дамблдор, как известно, всегда дает людям шанс сделать правильный выбор самостоятельно. Самым желательным результатом развития отношений Гарри и Дурслей было бы налаживание контакта, возникновение родственных чувств друг к другу. А такие вещи нельзя кому-то внушить насильно. Только сами Дурсли могли найти в себе какие-то теплые чувства по отношению к Гарри, и никакие воспитательные беседы тут бы не помогли. Если бы Дамблдор стал делать то, о чем вы говорите, он бы, возможно, сделал жизнь Гарри формально немного более сносной (и то вряд ли) - но при этом бы ничуть не повлиял в лучшую сторону на отношения Дурслей к Гарри. А без этого все остальное не имеет смысла.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

сначала поступки, потом чувства
[info]karpion
2005-11-10 12:51 pm UTC (link)
> Нет, просто Дамблдор, как известно, всегда дает людям шанс сделать правильный выбор самостоятельно.

В таком случае он должен проследить за сделанным выбором и при необходимости его подкорректировать.


> Только сами Дурсли могли найти в себе какие-то теплые чувства по отношению к Гарри, и никакие воспитательные беседы тут бы не помогли.

Если не удалось пробудить тёплые чувства, то надо хотя бы пробудить нежелание совершать плохие поступки. Если воспитательные беседы не помогают, то помогут удары по почкам, "Круцио" и др.методы.


> Если бы Дамблдор стал делать то, о чем вы говорите, он бы, возможно, сделал жизнь Гарри формально немного более сносной (и то вряд ли) - но при этом бы ничуть не повлиял в лучшую сторону на отношения Дурслей к Гарри. А без этого все остальное не имеет смысла.

Я не очень понимаю выражения "сделать жизнь формально немного более сносной". Вы считаете, что избавить ребёнка от роли "боксёрской груши" - это "формально" и "немного"?

Представьте себе армейскую часть с неуставными отношениями. Из вашей логики следует, что если нельзя заставить хулиганов любить (в нормальном, неизвращённом смысле слова) тех, кто не может ответить ударом на удар, то и нет смысла наказывать тех, кто устраивает издевательства над сослуживцами. А прикиньте, если ваш сын попадёт в такую часть?

Из логики БИ получается единственный вывод: Дурсли играли роль "злого следователя" (так же, как и Снейп). Разница в том, что Дурсли общались с ГП с младенчества, когда ребёнок совершенно беззащитен; и общались постоянно (Дадли - и в школе), тогда как Снейп встречался с ГП не так уж часто. Ещё раз повторю: я не отрицаю сущестования БИ; но меня возмущает отсутсввие моральной оценки методов Дамблдора.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: сначала поступки, потом чувства
[info]cathereine
2005-11-11 11:20 pm UTC (link)
Нет, вы, мягко говоря, не очень понимаете суть проблемы. Она значительно глубже и тоньше, нежели то, о чем вы говорите. Поступки Дурслей в отрыве от чувств не имеют решающего значения для воспитания Гарри. Мальчику нужна прежде всего любовь и теплые родственные отношения. Каким образом это можно достичь ударами по почкам (уж не говоря о том, что Дамблдор, у которого, как известно, есть стиль, никогда не опустится до таких методов воздействия)?

Разговоры об армейской части отставить. Гарри никто не подвергал издевательствам. Он был сыт, одет-обут, имел крышу над головой, к нему не применяли физических наказаний. Просто его не баловали и не любили и именно от этого он страдал. От того, что был чужим и нежеланным в их доме и этого никто не скрывал.

Моральной оценки каких именно методов Дамблдора вы ждете? Если говорить в целом о БИ - он делает то, что должен, делает это максимально эффективно и всеми силами старается минимизировать возможные негативные последствия своих действий.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Не можешь любить - притворяйся!:)
[info]karpion
2005-11-12 09:27 pm UTC (link)
> Поступки Дурслей в отрыве от чувств не имеют решающего значения для воспитания Гарри.

Тогда пусть притворяются, причём постараются притвориться получше!


> Мальчику нужна прежде всего любовь и теплые родственные отношения.

Мальчику нужно, чтобы его не третировали, не нагружали работой сверх меры, не били (а Дадли именно бил).


> Каким образом это можно достичь ударами по почкам (уж не говоря о том, что Дамблдор, у которого, как известно, есть стиль, никогда не опустится до таких методов воздействия)?

Вы правы в том смысле, что "угроза сильнее её исполнения" - Дурслям надо дать понять, что с ними могут сделать что-то страшное. Кстати, мне очень понравился диалог м-ра Уизли, Грюма, Тонкс и Люпина с Верноном в последней главе "ГП и ОФ" (стр.824); особенно заключительный аккорд Грюма (самый верх стр.826 - все страницы по РОСМЭНу). Эту операци. надо было провести в начале 198*-х годов и повторять по мере необходимости.


> Разговоры об армейской части отставить. Гарри никто не подвергал издевательствам.

Никак нет, не отставлю! Дадли с дружками просто били Гарика (эпизод из "ГП и ФК", когда Гарри оказался на крыше уж не помню чего - то ли школы, то ли столовой, то ли сарая)!


> Если говорить в целом о БИ - он делает то, что должен

А что именно он должен? И кому должен?
Это не риторический вопрос. Правда, я жду ответа не ранее следующего года - нужен седьмой том "ГП". Кстати, кто в курсе - скажите, как он будет называться.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]big_game
2005-11-13 06:38 am UTC (link)
Итак, с вашей точки зрения, если Директор напугает Дурслей так, чтобы они не нагружали Гарри тяжелой работой, а особенно пужанет Дадли так, чтобы он с компанией не бил кузена, жизнь Гарри сразу станет куда лучше? Мы придерживаемся совершенно другого мнения. Проблема отношения Дурслей к Гарри - в отсутствии любви. Если Директор на них нажмет, все равно - один раз или много, они не полюбят Гарри, а всего лишь будут его еще и ненавидеть, а также - и это главное - бояться. Последствия подобного отношения воспитателей будут поистине катастрофическими для характера Гарри (мы бы даже сказали - для души).

А что именно он должен? И кому должен?
Это не риторический вопрос. Правда, я жду ответа не ранее следующего года - нужен седьмой том "ГП".


Сознательный офф-топик. Увы, ваш лимит нарушений давно исчерпан, мы и так проявили определенную снисходительность.

Итак, вы (надо понимать, тоже совершенно сознательно) выбрали свою линию поведения, хотя были дважды предупреждены, и второй раз - прямым текстом, о том, что развести нас на "слабо" можно только на бан. Вы решили все-таки попробовать? Что ж, вам это удалось. Бан так бан. :))

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2005-11-18 08:12 pm UTC (link)
"Волдеморт еще вернется, и сразиться с ним предстоит Гарри. В свете этого воспитание мальчика приобретает особенное значение. Ремус, мне нужно, чтобы рядом с Гарри был кто-то, кому могу доверять я - и кому может доверять он. Человек, который сможет его защитить и окажет содействие в его воспитании. Между прочим, в Хогвартсе уже два года нет хорошего преподавателя защиты от темных сил, так что вы бы очень меня выручили… А насчет вашего полнолунного синдрома (в дальнейшем ПЛС) не следует волноваться: вам будет варить соответствующее зелье Северус, вы его должны помнить. Он в этом деле профессионал."

Такой разговор, безусловно, был, но IMHO Дамблдор мог не упоминать о Гарри, Люпин и сам по себе с ним сошелся бы, посмотреть на наследника Джеймса и Лили, незачем вводить его в БИ, даже таким ненавязчивым способом.

Другой вопрос - почему Люпин так и не рассказал о своём знакомстве с отцом Гарри, и почему в "Мётлах" его не упоминали... Наверное, Люпину просто тяжело было бы разговаривать о Джеймсе с его сыном, а в разговоре в "Трёх мётлах" - либо прошла одна из фаз БИ, либо... Либо неувязка страшная. Вспоминая о той компании трудно вспомнить Хвоста и не вспомнить Лунатика, а скрывать отношение Люпина к ним не от кого - там только преподаватели и Розмета и все в курсе.

Vitar

(Reply to this) (Thread)


[info]big_game
2005-11-19 01:30 pm UTC (link)
Ну, мы не можем сказать безусловно, был такой разговор или нет. Мы постарались реконструировать темы, которых так или иначе должны были коснуться в своем общении Дамблдор и Люпин в процессе назначения последнего на должность преподавателя Хогвартса. Кто из них первый упомянул о Гарри и прочих пунктах - не имеет большого значения. Главное - все эти пункты были упомянуты и собеседники пришли по ним к соглашению.

Относительно разговора в Трех метлах - он в соответствующем посте у нас расписывается довольно подробно, включая вопросы о том, кто, что, о ком и почему говорил.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…